Главная / Новости / Из истории Макинска

Из истории Макинска

19.06.2016

В 1914 году выходцы из нынешнего с. Старая Макинка Енбекшильдерского района  из-за нехватки земель  переезжают в лесистую и болотную местность  и расселяютя на 3-х отрубах по 3-4 избы на каждом отрубе. Эти обедневшие казачьи поселения стали называться Лаврентьевка, Софинка, Вольный. У каждого хутора было своё поле и участок леса, люди занимались хлебопашеством, скотоводством, рыболовством.Старожителями Макинска являются Колодницкие, Колмогоровы, Гудзь, Микульские. К 1917 году появляются ещё 3 отруба – Огневка, Гвоздичный, Корниловка. В поселении насчитывается уже 40 дворов и 250 семей. Население отрубов увеличивается и отруба дали названия улицам: Лаврентьевка стала Лесной (Скуридина), Софинка – Садовой, Вольный –Некрасовской, Огневка - Интернациональной. Поселок строился без определенной системы и поэтому улицы не имели прямолинейности  и некоторые заканчивались тупиком.

После революции как и повсюду здесь были образованы ревкомы, партийные и комсомольские ячейки.  Наиболее активные организаторы  Советской власти погибли от рук колчаковцев  после поражения Мариновского восстания в мае 1919 года.О трудностях голодных 1922-1923 годов можно судить  читая скудные строки макинского письма в Кокчетавский уезд: « Макинка 1922 года, октябрь месяц. Родилось 35 человек мужского пола и 43 женского пола. Браков заключено 13.» Жизнь крестьян со всеми  трудностями того времени шла своим чередом.

18 февраля 1927 года бюро Акмолинского губкома партии поручило плановой комиссии разработать вопрос о строительстве железнодорожного пункта от Щучинска до Алексеевки через Макинку. Весной 1929 года здесь прошла поисковая железнодорожная партия и наметила трассу будущей железной дороги .Железнодорожный путь протяженностью 226 км был уложен за 5 месяцев  почти без подготовительного периода, при большой нехватке инженерно-технических работников и почти полным отсутствием техники, а в ноябре 1929 года через станцию Макинка в Акмолинск пришел первый поезд и  вскоре открылось регулярное  движение пассажирских поездов.

Железная дорога дала  название нынешнему городу Макинску. По одной из версий назвали город в честь строителя-инженера Макинского, по другой - в честь проживавшего на этих землях землемера Макина, обе версии имеют право быть. В здании выстроенного вокзала, одна половина которой была отдана под кассу и зал для пассажиров ,  разместилась начальная школа , которую возглавила Мария Александровна Кириенко. Началось строительство многоквартирных деревянных  жилых бараков для работников , обслуживающих станцию. Первое время воду для людей возили в цистернах из Щучинска , а потом построили водонапорную башню возле железной дороги.

В связи с развитием золотодобывющей промышленности на ст. Макинка создаётся перевалочная база с подразделениями, продбаза и техбаза «Каззолото».(«Макинзолото»).Управление продбазы находилось возле складов по нынешней улице Омигова. В то же самое время обживаются нынешние улицы Правды и Урицкого. Гаражи «Каззолото» располагались там, где  сейчас улица Богембая на месте современной ППЧ-15, а  мастерские  стояли на месте нынешнего завода. Дорожное хозяйство ДЭУ-50 заложило  сегодняшнюю улицу Балуана Шолака (бывшую Дорстроя).Подсобное хозяйство расположилось в районе микрорайона, а конюшни - на месте тубдиспансера и газового хозяйства по улице Гастелло..В связи с увеличением сдачи зерна государству колхозами , в Макинске  построят зернохранилища, склады , откроется контора  «Заготзерно». Постановлением КазЦИКа от 9 января 1935 года на территории Карагандинской области , за счёт разукрупнения Щучинского района был образован Макинский район с центром в с.Вознесенка. Всего в районе тогда насчитывалось 77 населённых пунктов, в том числе 75 сельских и 2 рабочих посёлка с общим населением 18471 человек. В те годы Макинск был небольшим посёлком , в котором проживало 4240 человек. При образовании района в нём имелось 25 колхозов, имевших 40 тыс.га пашни под зерновыми. Имелось также 4526 голов крупного рогатого скота, около 8 тысяч овец, немногим более 1 тыс. лошадей и столько же свиней.

Эвакуированный в Макинку в 1942 году из города Мичуринска механический завод им .Ленина в годы ВОВ на фронт и на нужды народного хозяйства поставил свыше 50 млн. штук поршневых колец. Правительство высоко оценило труд заводчан.За организацию завода и выпуска продукции в 1943 году ему было вручено переходящее Красное знамя ЦК ВКП(б) и СНК СССР и первая премия, а в мае 1944 года переходящее Красное Знамя ЦК КП Казахстана и СНК республики. Большая группа ИТР и рабочих завода награждены орденами и медалями СССР. Промкомбинат и артель «Красный деревообделочник» выполняли заказы на изготовление оборудования для военных аэродромов, патронные ящики, военные повозки и др.Жителями Макинки было собрано и направлено на фронт большое количество тёплых вещей  и посылок с продуктами. За годы войны изменился и посёлок Макинка. Возросло население. Вместе с заводчанами в Макинку прибудет большое количество эвакуированных и депортированных из числа лиц немецкой, ингушской , чеченской, польской, балкарской и других национальностей. Поэтому Макинка превращается в крупный рабочий поселок. Заводчане осваивают близлежащие улицы, появляется целый  жилой район. Северные улицы(ныне Космодемьянской, Островского ,Тельмана, Заводская) заселены немцами. Залинейная часть (Калинина, Пролетарская, Пугачева, Куйбышева) заселены в основном депортированными с Кавказа. Появляются каменные здания больницы, дом Стахановцев, 2-х этажные здания, школа ФЗУ и рабочей молодёжи. В 1944 году в залинейной части Макинки открывается начальная школа № 1 .

Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 18 мая 1945 года рабочий посёлок Макинка преобразован в город районного подчинения и ему присвоено  наименование Макинск. В связи с увеличением промышленных предприятий и населения Указом от 30 июля 1957 года центр района перенесён из села Вознесенки в город Макинск. В Макинск переводятся райком партии, райисполком со всеми своими подразделениями( РОВД, РайОно, культуры, здравоохранения, райвоенкомат, РК ЛКСМ, райпотребсоюз и т.д.) Председателем Макинского городского Совета избран Хасенов В.И. Таким образом, к существующим городам Акмолинску (1832 год), Атбасару (1928год) в 1945 году добавляется город Макинск.

Открыты внутриобластные воздушные линии: Акмолинск-Алексеевка- Вознесенка-Макинск-Жолымбет  , Акмолинск-Журавлевка-Балкашино-Атбасар –Астраханка. Макинский аэродром буде возле ДЭСУ-451. После войны началось активное строительство. Построен культмаг и несколько магазинов, столовая , общежитие для молодёжи, баня , открыт заводской пионерлагерь, стадион. Растёт город, благоустраивается базар на залинейной части города, обживаются  улицы, более 400 горожан отмечают новоселья.

В связи с началом освоения целинных и залежных земель и в Макинске происходят большие изменения.11 марта 1954 года в район прибыла первая группа целинников из Москвы, которую на ст.Макинка под звуки духового встречал оркестр завода им. Ленина  и приветсвовали  секретарь РК КП Каз –Кравцов , секретарь РК ЛКСМ- Верясова Т.Д., затем целинников направили в Вознесенку и в колхозы.Всего Макинка приняла  около 1 тыс. первоцелинников.

Вместе с целинниками в разбуженную степь пришли геологи. В связи с резким увеличением геологоразведовательских работ по урану в Северном Казахстане Северная группа Волковской экспедиции будет преобразована в полевую круглогодичную экспедицию, подчиненную Первому Главному геологоразведовательному управлению СССР (приказ Министра геологии и охраны недр СССР за № 108 от 16.09.1955 г). с местом базирования в г. Макинск Акмолинской области. В 1955 году в южной части г.Макинска появляется поселок геологов. Они создают крупные современные производственные предприятия и цеха - управление СПГО, УПТОК, ЦАРМ, ОРС, МСЧ-44, построили благоустроенный поселок с говорящими названиями  улиц:  Геологическая, Клубная, Мира, Московская, Новая, Лесная, Дзержинского, Ордженикидзе, Остроконя, Спортивная. В 1958 году открывается Дом культуры СПГО, при  котором  в 1960 году открывается Детская музыкальная школа, в 1961 году школа-интернат с первым спортивным залом для детей геологов на 340 учеников. В 1957 году открыта школа-семилетка № 3, которая затем перерастает в Среднюю школу № 2 ( ныне школа-гимназия).

Развивается Каменный Карьер , где до 1955 года добыча камня велась вручную. В 1956 году появилась небольшая дробилка на колесах. Началось строительство конторы и гаража. В 1959 году начато строительство завода № 1, проводятся буровзрывные работы. Благоустраивается поселок, строится котельная, детский сад, благоустроенные квартиры, железнодорожная ветка, шоссейная дорогоа до поселка СПГО.Руководили работой Карьера Верченко С.Е., Нагорный Б.П.,Жулдаспаев М.Д.,

В  1958-1959 г.г. завершается реконструкция Макинского элеватора, оборудованного по последнему слову техники.Поэтому в залинейной части города появляются новые улицы.Если до 1957 года все дороги, соединяющие села с г.Макинском были проселочно-грунтовыми, то в 1957 в юго-западной части города  создаётся ДЭСУ – 451, перед которым встала задача  по строительству дорог как в городе так и по району. Большая работа по строительству благоустроенных дорог была проведена и коллективом ДЭУ-50

На месте Макинского завода металлоизделий в конце 50-х годов работал шиноремонтный завод( 1959-1964г), с 1964 по 1967 год завод был перепрофилирован на швейное производство ( изготовление фуфаек, капотов для автомашин,, одеял и т.п.).С 1974 года завод становится на выпуск новой продукции и получает название «Завод металлоизделий».

Если до 1957 года главной кузницей образования являлась СШ№1, которая с 1942 года по 1957 год выпустила 491 ученика, то уже появляются семилетние школы №1, №2, №3.  В 1958году –СШ№2 В 1970-СШ№3, в 1984- СШ №4,  в 1990- СШ№ 5.Также в городе работала давшая путевку в жизнь многим горожанам Школа рабочей молодежи и заочная школа. В 1959 году начинает работу открывшийся новый Дом Культуры завода им. Ленина. Наверняка многие помнят лучшие коллективы заводчан: 2 оркестра русских народных инструментов, духовой оркестр, ВИА, хоровой, хореографический, цирковой (переросший в нынешний народный «Виртуоз»).Художественная самодеятельность заводчан была известна далеко вокруг. Откроется кинотеатр «Победа» в залинейной части Макинска.

В 1961 году Алма-Атинским институтом «Казгорстройпроект» будет разработан план застройки г.Макинска. Строительство жилья начнется по микрорайонам .Так появятся микрорайон по улице Ленина и заводской микрорайон. После принятия 2-го плана застройки в 1974 году значительно изменится северная часть города. Перестраивается завод металлоизделий, переносятся из центра города АТЭП, автозаправочная станция, Горгаз. Строится железнодорожный мост, завершается электрификация железной дороги, центральный рынок переносится на свое сегодняшнее место.

Благоустраивается и центр грода. Построено здание Дома Советов и горакимата, районной почты, кинотеатр «Юность» ставший на долгое время незабываемым местом для всех макинцев. А также до сих пор живущий в воспоминаниях горожан Универмаг (ныне торговый дом «Самал»).В 1985 году  украшением центра города становятся гостиница «Дружба» и кафе «Космос».9 Мая 1985 года торжественно открывается сквер памяти и памятник погибшим землякам. В 1986 году распахнет двери Новый Дом Культуры.

По развитию детского движения большая работа была проделана Домом Пионеров (ныне ДДТ), который после переезда в далёком 1957 году  из Вознесенки в Макинск по сегодняшний день  продолжает развивать и учить детей, создав из обычного пионерского кружка Музей  Славы имени И.К.Скуридина известный во всей области.

Свой вклад в развитие культуры внесла и Детская музыкальная школа, воспитанники которой успешно защищали и защищают честь Макинска на всевозможных конкурсах.

Открывшаяся в 1965 году Макинская ДЮСШ за полувековой период своей истории неоднократно награждалась  Переходящим Красным Знаменем Облспорткомитета. Макинские спортсмены не раз прославляли свой родной город на соревнованиях различных уровней. Сегодня для любителей спорта работают стадион, спортивные залы, лыжная база.

Здравоохранение в г.Макинске имеет свою историю. До 1929 года больные лечились при помощи знахарей или ездили в Вознесенку и Щучинск. После 1929г. с образованием станции Макинка и особенно с организацией треста «Каззолото» открываютя поселковые поликлиника и больница. При заводе открывается амбулатория для обслуживания заводчан.  С образованием СПГО открывается МСЧ-44 со своей аптекой и квалифицированным персоналом . С переносом центра района из Вознесенки в Макинке открывается районная поликлиника и больница (ныне здание УПК), санэпидстанция, тубдиспансер, инфекционное отделение, роддом, женская и детская консультации, пункт скорой помощи. Вскоре порадует горожан новый больничный комплекс  в районе поселка Степгеологии.

Сегодня Макинск – это город со 100-летней историей. Географически он расположен в центре Акмолинской области на 52 градусе 30 минут северной широты и 70 градусов восточной долготы.

Станция Макинка находится на расстоянии от ст. Ельтай -40 км, Астаны-200км , Курорт-Боровое  - 40км, и г.Кокшетау-120 км на север. Через станцию проходит оживленное товарно-пассажирское сообщение. Рядом с  городом Макинск проходит  автобан Астана-Боровое и шоссе Кокшетау- Макинск –Астраханка.

Местность , на которой расположен Макинск, довольно живописна: ровная и лесистая, но по структуре это низина с заболоченной и глинистой почвой. Этим объясняется большая грязь весной и осенью.

Украшением города являются окружающие его леса (осина, берёза, сосна и др.),которые начинаются всего в 0,5 км , а в юго-восточной части (в р-не посёлка Степгеологии) и на юге (Каменный Карьер) вливаются непосредственно в город.

Климат Макинска относится к зоне холодной степи, несмотря на невысокое широтное положение. Это суровый континентальный климат с довольно жарким летом и суровой продолжительной зимой. Основные черты местного климата: суровая, с небольшим снежным покровом зима, очень короткая и ветреная весна, жаркое, но непродолжительное лето. Количество осадков незначительное - 300-350  мм в год. Для города и района в целом  характерна интенсивная ветровая деятельность с преобладанием ветров южного направления. Средняя температура июля +19 градусов. Среднегодовая всё же положительнее +2 по Цельсию. Самый холодный месяц - январь, самый тёплый - июль

В истории города самый холодный день был 20января 1940 года - 49,5 с минусом, а самая высокая температура была зафиксирована 20 июля 1947 года - 41,5 градусов.

Полезные ископаемые, имеющие промышленное значение, представлены только строительными материалами (камень, щебень, кирпичное сырьё, песок).Для изготовления различных марок кирпича можно использовать глины и суглинки макинского месторождения. Также имеются запасы гранита.

 Но всё же главная ценность города - это люди, которые отдали не  только для Макинска , но и для страны свои силы, здоровье, а кто-то и жизнь. Это Герои Советского Союза И.К.Скуридин, И.Ф.Омигов, М.В.Яглинский, Н.Ф.Карацупа, бывший парторг МЗПК им Ленина С.К.Галущак,  1-ый секретарь РПКП (Каз) Г.Н.Коротенко, депутаты Верховного Совета КазССР Грачева В.И.,Носикова Н.И.,Светличная Н.И., Почётные люди города – Директор СШ№1 Ганенко Е.А., гл.инженер МЗПК им Ленина Степанов М.В.,  Участник ВОВ и рабочий ДЭУ-50 А.Серикбаев, мастер ГКХ и секретарь горсовета Демишев А.И. , врачи Н.И.Рублева и М.Т.Ким , директор ГлавОмскстроя Каменного Карьера Б.П.Нагорный.Названы улицы именем главного геолога, затем генерального директора СПГО Остроконя и доктора медицинских наук А.Абишевой. Эти и многие другие люди, жившие и сегодня живущие в Макинске достойны быть назваными в этой статье. История нашего города пишется и сегодня, всё меньше остаётся старожилов, но город развивается и растёт, продолжая  историю города Макинска для следующей сотни лет.

 

        Директор райгосархива   Б.Жумадилова

  (использованы материалы архива и музея  истории района)

 

Комментарии

Комментариев нет

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий

0